David  

Может, ты совсем не лучше всех,
Только это сразу не поймешь....

Пройти, не поднимая глаз,
Пройти, оставив легкие следы,
Пройти хотя бы только раз
По краешку твоей судьбы.
(из песен)


Самолет медленно и бережно поднимается в небо и берет курс на Москву. Девушка-гид всхлипывает, прижимая к губам носовой платок: "О, мой Рикардо!" В салоне сидят несколько молодых женщин и девушек с застывшими лицами. Они до самой старости будут хранить воспоминания о встречах в этой южной стране, каждая в затаенном уголке своей памяти. В той богатейшей, эмоциональной памяти, которой от природы награждена каждая женщина, где хранятся блики, лица, голоса и контуры любимых платьев.

Под крылом поплыли низкие прозрачные перистые облака, беленькие аккуратные домики с темно-красными крышами. Благословенная земля, тысячелетиями возделываемая своими трудолюбивыми жителями. В одном из этих домов, скорее всего, живешь и ты. У тебя растут розовые цветы под окном, и ты любуешься на их лепестки каждое утро, пока твоя мама подает своему единственному сыну кофе в небольшой светлой чашке. Твой пес прилег в тени под кусты и поглядывает на хозяина.
Ты выходишь из дома, одетый в свою любимую черную рубашку, садишься в слегка по истрепавшийся "Вено" и мчишься по ровной автостраде. В салоне гремит музыка, ты длинными пальцами переключаешь клавиши на приемнике. За окном льет свет пока еще не достигшее зенита, а потому не превратившееся в раскаленную сковородку, солнце. Вдали видны невысокие темно-синие горы, вдоль дороги тянутся поля, и ты смотришь на них, широко раскрыв глаза, окаймленные большими черными ресницами.
Начался твой день – твой обычный день на этой спокойной, ослепленной солнцем земле.
Я совсем не знаю тебя, даже не отдаю отчета в том, что же было на самом деле. Просто солнце оставило блики на зачарованной душе. Ты был очень добр и внимателен, ты был развязным и деликатным. Итальянцы все такие искусные, не умеющие фальшивить артисты. Ты, конечно, не поверишь, но, вспоминая о тебе, я буду думать не только о твоей машине, мчащейся в ночи, сильных и чутких губах, широкой, открытой улыбке, немного задумчивом мягком взгляде, но и обо всех упущенных мгновениях. Нам никогда не сидеть, обнявшись, над мелкой серебристой прохладной речкой в покрытых зеленью горах, находящихся, ах, как близко, от твоего дома. Речкой, текущей по белому-белому дну. Нам никогда не купаться бархатным иссиня-черным вечером в темном, замершем море. Не созваниваться после работы насчет встречи, не ссориться, бурно и внезапно мирясь, не открывать друг для друга прошлого каждого из нас, не наталкиваться на острые углы наших характеров. Твой автомобиль летит в ночи, твоя рука нашла мою, ты, зажав ладонью мою ладонь на коробке передач, управляешь машиной. Скорость – 120, огни за окном, свежесть итальянского вечера, пахнущего полями и ветром с моря, по небу бродят светло-голубые лучи прожекторов, расходящиеся от крыш дискотек. Музыка в ночи.
Мне безразлична, как, впрочем, наверное, и тебе, та личная жизнь, что мы вели за пределами этих лучей и чудесной ночи. Несколько дней и вечеров два мотылька кружатся, вдруг найдя друг друга, рядом, чтобы потом стремительно разлететься каждому в свою жизнь. Несколько суток выпали из привычного круговорота и навсегда останутся за его гранью.
Темен и холоден глубокой ночью Сан-Марино. Над остывшими мостовыми стоят светло-коричневые многометровые в высоту и толщину стены крепостей. Серпантин дороги обнимают лапы можжевельника. Ты вывел меня на площадку на одном из ярусов горы: "Смотри, как красиво". Под серым парапетом расстилалась темно-зеленая земля, напоенная мириадами огней, прорезанная линиями автомагистралей. Твоя земля. Мы бежим, ступая коченеющими ногами по студеному тротуару, к милому "Сузуки", на котором ты ездил в то лето. В невеселых, как и у всех рожденных под знаком Рыб глазах, застыли огни, бархат ночи. Ночью хорошо смотреться в твои большие светло-карие глаза, в их прямом доброжелательном взгляде – лучистое сияние и переливы моих тайных прозрачных крыльев.
А это уже солнце брызжет в глаза. "Сафари!" Надежный маленький "Сузуки" летит вниз по горе, я закрываю лицо руками, чтоб не видеть ни кочек, ни болота, ни камней, а ты почти хохочешь: "Сузуки-tiger!" Внизу спуска: "Видишь, это растет виноград". Мелкие, еще незрелые невзрачные ягоды сгрудились на ветках. Виноград в Италии, наверное, означает "жизнь", хотя и называется коротко "uvo". У тебя еще не погасло озорство во взгляде.
Площадь, по древним камням которой ходили до нас, и еще столетия после нас будут ходить влюбленные, аккуратные престарелые пары, матери будут возить в колясочках своих детей. В центре – памятник "Антонио Гарибальди". "Джузеппе Гарибальди". "Джузеппе?" Ты не собираешься успокаиваться и кидаешься к прохожему. "Гарибальди – Джузеппе, Антонио?" Тот, не замедляя шаг, машет рукой: "Джузеппе". Нам весело, какая разница, как зовут синьора Гарибальди. Главное, он ходил по вымощенным камнями площадям, дышал тем же воздухом в горах.
Почти синий взгляд, внимательные, выразительные движения рук. Белокаменный музей Римини: мраморная лестница, вдоль которой горят электрические свечи; картины, немного потемневшие, но сохранившие свежесть и аромат красок; грациозные движения персонажей, умело запаянных в поверхность холста, складки одежды. Ты смотришь на меня, силишься понять, почему мы крестимся "щепотью", почему не так истово боготворим Богородицу. Твоя религия, весь заложенный в тебя в течение веков культурный генный пласт соприкасается с моей культурой. За каждым из нас культура двух великих наций. Но они не войдут в противоречие, так как их носители, смотрящие в глаза друг другу, не хотят, даже не мыслят этого.
За спиной темно-синяя ночь. Перед нами – темно-голубой воздух, осветленный фонарями набережной, который плавно соприкасается с застывшим морем, приобретая темно-зеленый отлив и превращаясь в единую с водой массу. Ты грациозно куришь, поворачиваешь голову, твои руки, пальцы танцуют в воздухе, четко вырисовываются в профиль мягкие ресницы, нос с сильной горбинкой. Ты органично слит с ночью, с этой ночью и тысячами последующих. Если б в ночи, на берегах, которые лижет море, распустился темно-синий тюльпан - он был бы похож на тебя. Так странно теперь смотреть на карту – через множество километров есть живая душа, которая меня знает.
Помню, как первое время я ускальзывала от тебя. Меня ты нашел сразу по моему приезду в Римини. Ошалевшая от московского самолета и обилия людей, сильно отличающихся от меня и не желающих говорить на английском, я заглатывала ужин, когда подошел портье и сказал, что молодой мужчина хочет угостить меня вином. Я и перебралась за твой столик. Портье Джанни подсуетился, и я так и осталась там до конца. Потом мы с тобой болтали в твоей машине, гуляли по пляжу. Ух, как же ты мне не понравился! Нахальный, чувственный и приставучий. Правда, не грубый. Но утром, через два дня мне не удалось от тебя избавиться. Портье, увидев меня одну за завтраком, завопил, как будто я совершила преступление: "Где Давиде?" и позвонил тебе. Ты пообещал спуститься, и мне не удалось удрать.
А за день до этого я бросила в римский фонтан возле дома Воронцовых несколько монеток. По преданию, если кинешь одну монетку – будешь богат, две – здоров, три – встретишь любовь. Заклятье римского фонтана неожиданно сбылось.
Итак, я была все же вынуждена дождаться тебя и, против воли, даже согласилась взять тебя с собой, чтобы осмотреть центр города. Я себе представляла человека, который будет еле тащиться за мной, проклиная каждую мою затею. Но ты оказался на редкость удачным попутчиком. Во-первых, даже владея итальянским, мы с трудом нашли центр города. Во-вторых, ты не только отвел меня в музей и показал собор, но и отвез в родную Равенну.
Светло-бежевый каменный собор в центре Римини, с белыми колоннами внутри. Запах, рассеивающий воспоминания о житейском. У тебя перестали улыбаться глаза, ты серьезно крестишься при входе в собор. У собора оказался очень гостеприимный хозяин (я про себя назвала его "домовой") – худенький, богобоязненный священник с иссохшим немолодым лицом и внимательным, ласковым взглядом. Он дал нам пожать руку. Ты, не смущаясь, заговорил с ним. Выходя из собора, ты снова неторопливо крестишься. Все твои движения так естественны и органичны, что даже не сразу привлекли мое внимание. У нас редко мужчины крестятся, впрочем, как и ходят в церковь.
Удивительно, но тогда, после сказочной поездки в Равенну (почти два часа в один конец, так что хоть ты и гнал волшебный “Сузуки” около 120 км в час, мы опоздали на ужин), я отказала, почти не колеблясь, в твоих домогательствах. Утром ты вылез из своего номера, больной и несчастный. К любовным неудачам примешались больное горло и насморк. Даже твои красивые глаза слезились. После того, как я, торопясь, приготовила тебе марганцовки, у тебя в душе снова засветилось солнышко, и ты опять проникся ко мне симпатией.
Я всегда, когда знакомлюсь с человеком, стараюсь понаблюдать за ним, как он реагирует на музыку. Это очень точно позволяет определить его темперамент и чувствительность. На дискотеке, куда мы отправились в предпоследний день твоего пребывания в Римини, ты танцевал... Как бы описать твой танец... Ты двигался немного как зомби, мягко переступая ногами, изредка кружась, опустив темные ресницы и не улыбаясь. Чуть покачивая большой головой. Хорошо слышал ритм. Было видно, что тебе нравится двигаться, а еще – что ты уже взрослый. Несмотря на чисто итальянскую смешливость, легкое паясничанье (скорее, шутовство), живость и сентиментальность, чувствительность (я тебя иногда называла "bambino" – малыш из-за большой головы и ясного, по-детски открытого лба), я каждую минуту чувствовала, что рядом взрослый, зрелый человек. Наверное, это шло от развитого чувства достоинства, от какой-то особой южной горделивости. Как танцор ты меня поразил тем, что, даже выпив немного спиртного, в течение двух танцев, тесно обняв, непрерывно кружил меня. Это кружение не выдержала даже я, и к концу у меня понемногу стали заплетаться ноги, но ты, не имеющий танцевальной подготовки, не дрогнул.
А перед дискотекой мы были в небольшом курортном городе Riccone. Ты выразительно и точно тогда сказал: "Riccone – elegante". До этой поездки мы поссорились. Ты нарисовал ужасно непристойную картинку, и я вылетела из-за стола (мы сидели на террасе). Ты мне вслед крикнул: "Ciao". От "Ciao" я еще больше разозлилась. Я неслась по городу как фурия в невменяемом состоянии. Потом принялась думать, что, хоть и развратный, но ты был добр ко мне, и вернулась в отель. Кажется, я даже больше досадовала не на картинку, а на то, что ты не извинился. Ты сидел при входе в отель и курил. Ты мне сказал, кажется, "я плачу", и показал жестом слезу, катящуюся из глаз. Повел в кафе, угостил какой-то холодной гадостью, похожей на ягодный сироп, и у меня от сладости и холода заныли зубы. Твои зубы, сделанные итальянским дантистом, оказались крепче.
По дороге в Riccone я вдруг почувствовала (не уверена, что ты ощущал то же самое), как резко изменился микроклимат. В салоне установилась какая-то необычная теплота отношений, мне вдруг стало все в тебе нравиться. Возникло ощущение, что я тебя давно знаю и не надо ничего бояться.
В Riccone была выставка машин. Стояли уникальные дорогие модели, каждая линия была тщательно продумана дизайнерами. Были салоны с необыкновенными креслами в форме лепестков, салоны, специально приспособленные для прослушивания музыки со встроенными колонками, с необычными стеклами. Это были машины, приспособленные для чего-то, помимо езды: наслаждения звуком, панорамой или высокой скоростью, для приема гостей.
У тебя горят глаза, когда ты говоришь о машинах. Мне кажется, ты великолепный специалист. Работа у тебя не из легких: когда ты приехал ко мне уже после выхода на службу (ты работал на станции техобслуживания джипов "Сузуки"), у тебя до крови были стерты ладони (по-моему, левая). Ты сказал, что чинил машину и спрятал руку, стесняясь ее. Мне очень нравится, что ты такой хороший профессионал и любишь свою профессию. Она занимает большое значение в твоей жизни, и ты ею очень дорожишь.
Знаешь, меня что-то останавливает в рассказе о тебе, как о любовнике. Я сказала тебе, что впервые в жизни счастлива. Сильные широкие ладони, ласковые, но не вялые губы, крепкие, широкие плечи, красивая твердая посадка головы, стройные, не худые, но и не полные, удивительно пропорциональные ноги. Я никогда не знала, что без одежды человек может быть так благороден. Твоя красота сдержанна, хоть и чувствуется, как под смуглой кожей, широкими ребрами крепко и слаженно пульсирует твой организм. Это ощущение не чувственное, скорее, хочется склониться к твоей силе, теплу, распространяемому каждой твоей частицей. Видишь, как много в тебе перемешивается: чувственность и одухотворенная сила, несерьезность, легкое шутовство и взрослость, агрессивность и гуманность. Ты знаешь, мне повезло с тобой...
Тридцатилетний мужчина не останется долго один. Синий тюльпан распустил лепестки и дышит морским воздухом, впитывает солнце и, преломляя, распространяет его энергию вокруг себя. Будет небольшой белый дом на равнине среди полей и редких, невысоких деревьев, любимая машина и любимая музыка, жена и очаровательные дети, стареющие родители. Живи счастливо на ослепленной солнцем благословенной земле Италии.

От набережной Венеции тяжело отвалил двухпалубный катер, набитый туристами, и поплыл к материку. В свежем морском воздухе потихоньку растворялись светло-бежевый дворец дожей, Кампанелла, пестрая толпа туристов. Вокруг сновали удлиненные лодки, с которых раздетые по пояс рыбаки забрасывали сети. Один из них, стоящий в лодке высокий, молодой шатен с приветливым лицом был особенно хорош. Казалось, что при каждом движении ровные мышцы играют под гладкой, отполированной кожей. "Какой красивый мужчина", – вдруг за моей спиной раздался очень нежный, замирающий голос. Женщина лет 35 с сияющими темными глазами и смуглыми тонкими руками (мама двух вполне взрослых детей) трогательно прильнула к перилам. Наверное, не было в тот момент во всей венецианской лагуне взгляда чище, мягче, тише и стыдливей, чем этот. Она смотрела на красавца-рыбака тем взглядом, которым встречают в ясный день первый снег, смотрят на воспитанного ласкового ребенка, любуются лучами солнца, по утру начавшими переливаться в лесной листве. Словно робкий зверек, она прильнула к перилам и впитывала в себя красоту, как пересохшая трава – живительную родниковую воду. Итальянец заметил ее глаза, как и несмелые взгляды других российских женщин, столпившихся у борта, мило улыбнулся, тряхнул короткими вьющимися волосами и снова потянул сеть, ничуть не смущаясь, даже напротив, немного красуясь перед женщинами.

Самолет, наконец, приземлился в Шереметьево, сильно загорелые пассажиры рванулись с сумками к выходу. Я встала у колонны, и оказалась рядом с девушкой-гидом. Она, сильно волнуясь и боясь быть застигнутой встречающим другом, стремительно выхватила фотографии. “Вот комната Рикардо, его шкаф, мы с ним около аттракционов”, - фотографии веером мелькали в ее руках, она торопилась выговориться, продлить хотя бы еще на одну секунду сладкие мгновения, которые скоро кончатся. Кончатся без следа, растают и останутся только на цветной бездушной бумаге или в маленьких подарках. На бумаге, которая не воспроизведет ни слов, ни света глаз, ни запаха губ. Фотографии закончились, девушка-гид затолкала их в косметичку, чтоб никто больше не смог их увидеть и растворилась в толпе, спеша к своему другу.

Июль 1997 года – июль 1998 года.
Москва – Римини – Рим – Равенна – Сан-Марино – Венеция – Флоренция – Католикко – Римини – Москва.


Лена Станова
О литературе
На самую главную

Hosted by uCoz