К настоящему времени в научной литературе накопилось достаточное количество данных, указывающих на различия процессов функционирования мозга у мужчин и женщин. Проведя достаточно подробный анализ подобного рода работ, Геодакян (1) отмечает, следующие основные различия между мужчиной и женщиной. При повреждениях правого и левого полушарий головного мозга дефицит вербальных функций у мужчин гораздо значительнее, чем у женщин. У женщин выше уровень вербальных способностей, например, по показателям: речи в целом, беглости речи, правописания, навыков чтения, кратковременной памяти. С другой стороны, у мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. В школе мальчики значительно лучше девочек понимают геометрические концепции. В технических учебных заведениях максимальные трудности студентки испытывают по начертательной геометрии. Мужчины лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты и определяют направление городов, рек, дорог.
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что вообще мироощущение мужчин и женщин значительно отличается друг от друга.
Половые различия в деятельности мозга выделяются также у животных, например у самцов, наблюдаются более устойчивые и хорошо воспроизводимые реакции. У самок же, наоборот, реакции неустойчивые и плохо воспроизводимые. Эти реакции особенно ярко проявляются при биохимических и фармакологических исследованиях.
Основой значительных отличий в мироощущении мужчины и женщины является наличие различных соотношений у них мужских и женских половых гормонов. Дело в том, что половые (стероидные) гормоны играют значительную роль в формировании эмоционально-мотивационных и психических состояний. Эти состояния и являются основой мироощущения человека.
Мозг представляет собой очень сложную многоструктурную и многоклеточную систему, клетки которой (нейроны) получают информацию с периферических рецепторов организма (зрительных, слуховых, тактильных и т.п.), обрабатывают их и передают на другие нейроны. Эта информация передается электрической импульсацией нейронов через нейрональные синапсы (синапс – это анатомическая структура нейрона, передающая информацию).
Синапсы формируют химический (медиаторный) сигнал в электрический. Нейроны с помощью анатомических синаптических связей формируют специфические нейрональные сети, через которые проходит нервная импульсация. Эту информацию можно назвать информацией перового уровня, которая формирует образ внешнего мира.
Информация 2-го уровня (химический сигнал) осуществляется нейромодуляторными системами (нейромодуляторы, нейропептиды, нейрогормоны), действующими диффузно, сразу на большую популяцию клеток. (Модуляторы – это химические молекулы, регулирующие видоизменения процессов в мозгу. Нейромодуляторы – тоже самое, что модуляторы. Пептиды – это молекулы с короткой аминокислотной цепью, "короткие белки". Нейропептиды – тоже самое, что и пептиды. Приставка нейро - лишь уточняет место локализации функционирования этих структур).
Химический сигнал, т.е. активация нейромодуляторных систем запускается нервным импульсом. Эти модуляторные системы через свои длительно-модулирующие рецепторы (пресинаптические ауто- и гетеро- рецепторы и соматодендритные рецепторы) формируют эмоционально-мотивационные и психические состояния, являющиеся "образом" внутреннего мира. (Рецептор – это специфическая белковая молекула, чувствительная к внешнему раздражению, проводящая это раздражение и вызывающая ответную реакцию. Пресинаптический рецептор – это рецептор, находящийся на отростке нейрона – аксоне).
Образ внешнего мира всегда вызывает соответствующую эмоционально-психическую реакцию. Тут необходимо отметить, что внутренняя реакция на образ внешнего мира всегда уникальна для каждого человека, о чем подробнее будет сказано ниже.
Эмоционально-мотивационные и психические состояния представляют из себя длительно удерживаемые функциональные или активные состояния клеток мозга, охватывающие все уровни биологической активности этих клеток (10): от активности генома и синтеза белка, ферментативной активности, энергетической активности и т.д. до активности до активности нервных процессов: канальной, насосной и рецепторной активности.
Длительно удерживаемые функциональные или активные состояния являются физиологической основой эмоций, мотиваций или психических явлений. Эти состояний превращаются в чувства тогда, когда они осознаются человеком.
Нейромодуляторов, формирующих эмоционально-мотивационные или психические состояния, в мозгу очень много. К ним относятся и нейрогормоны, в частности, и половые (стероидные) гормоны (9). Следовательно, под воздействием образов внешнего мира формируются “образы” внутреннего мира, т.е. субъективная эмоционально-психическая реакция, в формировании которой участвуют и стероидные гормоны. В силу отличий мужских и женских половых гормонов, эмоционально-психические реакции на образы внешнего мира у мужчин и у женщин принципиально отличаются.
То, что стероидные гормоны играют важную роль в психической деятельности, очень четко проявляется в период полового созревания. Даже у детей без явных психических отклонений половое созревание вызывает изменение характера и эмоционально-психических реакций. Появляются неустойчивые нервные реакции, дети становятся неуравновешенными, легко возбудимыми, неуправляемыми.
Личность человека формируется под влиянием трех основных компонентов:
Человека, как вида.
Индивидуального развития, формирующего человека на основании генома собственных родителей и индивидуальных особенностей. Индивидуальное развитие обуславливает физиологическую, психическую и эмоционально-мотивационную активность и уникально для каждой личности, что проявляется, например, в уникальной внешности каждого человека.
Индивидуального опыта, формирующего мировоззрение, мироощущение и идеалы индивида под влиянием образования, культуры, религиозных, национальных и семейных традиций личности.
Второй и третий компоненты формирования личности превращают эмоционально-психические ощущения и основывающуюся на них духовную жизнь индивида в субъективное явление, уникальное только для данной личности.
В основе сексуального взаимовлечения мужчины и женщины лежит половой инстинкт. При половом созревании возникает половая мотивация. В формировании полового мотивационного состояния ведущая роль принадлежит стероидным гормонам. Половая мотивация вызывает поисковую деятельность и является таким состоянием, при котором организм реагирует специфической психофизиологической реакцией на внешний образ. Порой эта реакция может быть настолько бурной, что состояние влюбленности становится схожим с эйфорическим, трансовым, или наркотическим состоянием.
Известно, что наркотическое состояние может вызывать неадекватное восприятие внешнего образа, вплоть до иллюзий и галлюцинаций. Состояние влюбленности сходно с эйфорическим, трансовым или наркотическим состоянием именно тем, что также может вызывать неадекватное восприятие внешнего образа, например, его идеализацию, или игнорирование недостатков, даже чисто внешних.
Эйфорическое или наркотическое состояние можно вызвать воздействием агонистов или антагонистов активности нейромодуляторных систем: например, в частности, эффект агонистов опиодной системы, или бензодиазепиновой системы. (Агониты или антагонисты активности нейромодуляторных систем – это вещества, которые либо увеличивают, либо снижают эффект действия модуляторов, т.н. модуляторный эффект).
Активация этих систем запускает взаимодействие нейромодуляторных систем и формирует новые стабильно удерживаемые состояния. Эти состояния обладают очень мощным модуляторным эффектом. Можно предположить, что вследствие этого, при иллюзиях, нейрональная система, формируемая внешним образом, претерпевает такие значительные модификации под влиянием модуляторной активности, что перестает соответствовать внешнему образу. (Кроме того, нейромодуляторы в состоянии так модифицировать нейрональную активность, что при этом будет сформирована новая нейрональная система, которая не зависит от внешних образов и приведет к возникновению галлюцинаций). При психических отклонениях такая, по-видимому, характерная для иллюзий и галлюцинаций модуляторная реакция формируется под влиянием патологических нарушений в метаболизме и активности нейромодуляторных систем.
При возникновении влечения между мужчиной и женщиной половая мотивация, вызванная внешним образом или отдельными компонентами внешнего образа, формирует состояние, схожее с эйфорическим или трансовым состоянием. Это состояние делает чувство особенно возвышенным, и порой даже не позволяет осознавать половую мотивацию, лежащую в его основе.
По своему накалу чувство влюбленности очень сильно и многогранно. Эта многогранность, по-видимому, основывается на взаимодействии многих нейромодуляторных систем, формирующих разные психоэмоциональные состояния. Чувство влюбленности и состояния, формирующие его, требуют практически немедленного выхода, или немедленного проявления. Скорее всего, эти состояния и являются внутренним стимулом для творчества и проявляются как вдохновение. Это вдохновение является одной из разновидностей эйфорических или трансовых состояний, вызванных влюбленностью. Этому вдохновению мы в большой степени и обязаны существованию любовной лирики в поэзии.
Духовное проявление чувств является таким же сильным (если не более) фактором вызова ответной реакции на свои чувства, как и внешний образ. Под влиянием духовного фактора человек может пренебрегать внешними недостатками или игнорировать их.
По мере взросления и приобретения личного опыта у человека формируется внутренний идеал, который представляет собой неосознанный комплекс духовного и физического образов. Совпадение внешнего облика и духовности объекта с внутренним идеалом приводит к возникновению наиболее стабильных и длительных отношений между мужчиной и женщиной. Тут, конечно не может быть аксиом. Иногда влечение может быть настолько сильным, что человек пренебрегает своим внутренним идеалом. В других случаях внутренний идеал может претерпевать значительные изменения. Эти изменения могут происходить вследствие доминирования тех или иных нейромодуляторных систем, формирующих психоэмоциональные состояния.
Интересно, что это чисто научное постижение двойственности человеческой природы имеет свою литературную аналогию. Вот как задолго до нас Данте и Фома Аквинский представляли себе “механизм” любви. Душа человека наблюдает внешний мир, “наружные образы”. Эти образы западают в душу, проникают в нее, и душа созерцает их в себе. Среди них есть такие, которые “пленяют” ее, и это плененье – особая тяга к таким образам и есть любовь.
Когда оно подкреплено “наслаждением” от любимого образа, в душе рождается “желанье”, “духовный взлет”, порыв к “обладанью” любимым существом. Как говорил поэт:
... Как пламень кверху устремлен,
И первое из свойств его взлетание…
Так душу пленную стремит желанье,
Духовный взлет, стихая лишь тогда,
Когда она вступает в обладанье.
Подтверждение мысли о бессильности контроля над чувствами мы находим в романе Роберта Элли “Последнее танго в Париже”. Еще более значительно и наглядно эти проблемы представлены в одноименном фильме Бернардо Бертолуччи. Главный герой Поль оказывается загадочно притягательным для зрителя. Загадочная притягательность героя, его “отрицательное” обаяние спровоцировано его неоднозначным психическим состоянием, которое можно охарактеризовать, как садо-мазохистический комплекс, причем даже не пограничной формы. Садо-мазохистические наклонности наиболее выразительно проявляются на эротическом фоне, поэтому интимные сцены фильма представлены довольно откровенно, чтобы, по возможности, полнее раскрыть именно психический образ героя. Причем, несмотря на свои садо-мазохистические наклонности, герой вызывает сочувствие.
Показан человек, попавший в капкан собственных страстей. Это состояние становится вдвойне мучительным из-за того, что отгораживает героя от окружающих его людей и мира и ввергает в одиночество. Психическое состояние Поля порождено жестоким личным жизненным опытом. Самым ярким воспоминанием детства, по словам героя, является образ пьяницы отца, который систематически унижал самолюбие мальчика. Линия сын-отец указывает на генетическую склонность Поля к приобретению садо-мазохистического комплекса и полностью снимает ответственность с него.
Общение с таким человеком как Поль и, особенно, чувства, питаемые к нему, превращают жизнь других героев в ад. В этом произведении сопоставляются образы двух женщин: жены Поля – Розы, покончившей жизнь самоубийством, и Джин – основной действующей героини, которая находится в интимных отношениях с Полем. Конечно же Поль создает тяжелую психическую ситуацию для обеих женщин. Будучи близки с ним, обе женщины не в состоянии преодолеть одиночества Поля, что усиливает ощущение их собственного одиночества и ненужности. Джин начинает казаться, что ее только используют, и она, даже, срывается и бросает обвинения в лицо Тому, человеку, который искренне ею восхищается.
Обе женщины пытаются вырваться из этого кошмара. Естественно, Розе намного сложнее, так как она в течение пяти лет была женой Поля, любила его и не смогла избавиться от этого чувства. В порыве отчаянья и в попытке вытеснить свои чувства к Полю она заводит любовника – Марселя. Но не найдя душевного спокойствия и удовлетворения, начинает переделывать Марселя по подобию своего мужа, пытаясь навязать ему привычки Поля. Поняв всю тщетность своих попыток вырваться из этой ситуации, Роза использует последнюю, трагическую возможность освобождения и кончает жизнь самоубийством.
Джин в свою очередь пытается порвать с Полем, но когда Поль начинает преследовать ее, она вдруг осознает невозможность своей попытки и, под влиянием внезапного ужаса, охватившего ее, застреливает Поля.
Две женщины и два разных способа выхода из безвыходной ситуации – любовь жертвенна. А страсть – эгоистична.
Во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной огромную роль играют также два очень распространенных психофизиологических фактора: фактор новизны и фактор привыкания.
Свойство фактора новизны заключается в том, что новое воздействие или новый образ, наряду со специфическими нервными процессами, вызывает всплеск неспецифической общей активности клеток мозга через активацию диффузно действующих нейромодуляторных систем и, как следствие этого, интенсивные эмоционально-мотивационные и психические реакции.
Свойство фактора привыкания заключается в том, что после многократных воздействий или привыкания к внешнему образу нейромодуляторная активность и, соответственно, неспецифическая общебиологическая активность затухают, эмоционально-мотивационная и психическая реакция на внешний образ ослабевает. Человек начинает осознавать свою реакцию, как чисто автоматическую.
Практически фактор привыкания вызывает некоторое охлаждение отношений между мужчиной и женщиной и, в определенной степени, притупление ощущений. Отношения с притупленными ощущениями могут удерживаться довольно долго, но они неинтересны и серы. Разрыв отношений, вызванный их охлаждением, тем не менее, часто переживается довольно бурно, так как в этом случае опять возникает фактор новизны.
Отношения между мужчиной и женщиной остаются по возможности идеальными, когда удается поддержать в течение всей жизни фактор новизны. Я был достаточно хорошо знаком с несколькими такими “идеальными” парами. И то, что особенно выделяло их среди остальных пар, это было ощущение их духовной близости и очень гармоничное дополнение друг друга в образе духовной целостности.
Фактически поддержать фактор новизны во внешнем образе очень сложно, тем более что внешний образ с годами меняется не в лучшую сторону. Наиболее динамичной, многогранной и постепенно раскрывающейся системой является человеческий духовный облик. Именно динамичность и многогранность духовного облика непрерывно воссоздает фактор новизны и придает этому фактору одухотворенную форму. Духовный облик оказывает сильное воздействие на человека через эмоционально-психические состояния. Поэтому наиболее идеальные отношения между мужчиной и женщиной поддерживаются обоюдным, каждодневным, трудным, но благословенным трудом и стараниями.
Ничто так не притягивает и не пленяет человека, как попытка раскрыть ему душу. Возникающее при этом обоюдное доверие является одним из самых интимных компонентов во взаимоотношениях мужчины и женщины. Возникает некое ощущение общего заговора, как будто вам двоим известно некая тайна, скрытая от остального мира. Какое ощущение полета возникает от простых слов, которые показывают, что вас поняли, например, сказанное с восторгом: “как это здорово!” или “как мне это все нравится!” А как убивает невнимательно брошенная фраза: “как это примитивно и неинтересно”. Такая фраза вызывает не только оскорбление, но при частом повторении может убить любовь, или, даже, вызывать ненависть.
В своем максимальном проявлении чувство любви является самозабвенным и само отрешенным чувством. Но такое восприятие любви не всегда было свойственно человеку. Как считает Рюриков (7), основываясь на древних доэллинских мифах, чувства людей той эпохи отличались от чувств нынешних людей. “Судя по аккадскому “Эпосу о Гильгамеше”, богине Иштар нужна только телесная близость, она еще не любит. А просто вожделеет”. “Страх перед любовью, леденящая боязнь ее – это главное настроение, которое пронизывает большинство (классических греческих) трагедий. В “Агамемноне” Эсхила, в “Трахинянках”, “Геракле” и “Эдипе-царе” Софокла, в “Ипполите”, “Медее” и “Электре” Еврипида любовь – это кровавый двигатель людских поступков, она несет людям муки и ужас, смерть и измену”. И далее. “…Эрот классической трагедии – это не тот веселый и порхающий летун, которого мы привыкли видеть. Хор в еврипидовском “Ипполите” называет его царем над смертными, жестоким богом, который сеет смерть и проклятье”.
Но, одновременно с этим, автор сам приводит примеры одухотворенной любви. “Любовь Эхнатона к Нефертити вообще была, пожалуй, первой известной нам из истории великой любви”, – пишет он. Далее, легенда об Орфее и Эвридике, об Адмете и Алкестиде. В “Одиссее” Гомера – любовь Пенелопы к Одиссею. Пигмалион, любовь которого оживила статую, и т.д.
Любовная лирика была широко представлена и в римской поэзии. У Катулла, Овидия, Горация и других любовь описывается, как одно из основных духовных чувств личности – “ось жизни”.
Но только с возникновением христианства любовь приобретает свой наивысший духовный смысл – жертвенной христианской любви. И, действительно, не является ли распятие Христа символом вселенской любви? – Распятый во спасение человечества.
Я считаю, что чувственные состояния людей, живущих в разных исторических эпохах, не отличаются друг от друга. По своим человеческим возможностям и ощущениям, например, эллины были точно такими же людьми, как и мы. Это подтверждается величием их литературы и искусства. Но вот осознание своих чувств, их духовность в принципе отличаются от наших, так как духовные ценности, идеалы и приоритеты, формируемые культурно-философскими и религиозными идеями у нас и у них совершенно различны. Вот эти разные состояния третьего компонента формирования личности и являются причиной различий в осознании своих чувств у людей разных исторических эпох.
До сих пор мы говорили преимущественно о психофизиологическом проявлении любви. Но в любви настолько переплетены физические, эмоционально-психические и духовные проявления, что невозможно анализировать их отдельно, не учитывая их взаимосвязи. Вот в этих неразрывно переплетенных проявлениях любви реализуется одна из основополагающих идей христианства – идея триединства. И именно поэтому любовь является одним из основных путей постижения Высшей Духовности и зависит от веры человека. В одном случае Высшую Духовность можно воспринимать как реальность, в другом – как некую метафору.
Идея о том, что любовь есть путь постижения Высшей духовности, раскрыл Платон – двадцать пять веков назад. Любовь, по Платону, заложена в самой природе человека и нужна она для того, чтобы исцелять недостатки этой природы, возмещать их. По Платоновскому мифу Зевс рассек двуполые существа “женомужей” на две половинки. “Вот с таких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половинки, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу”.
Человек, по Платону, состоит из бессмертной души и смертного тела. Душа человека – маленькая частица “Вселенской Души”. Она живет в “занебесной области”, по которой разлита “Сущность”, “Истина” – великая первопричина и великое первоначало всего мира. (Вселенская Душа, Сущность, Истина ассоциируется у Платона с образом Божества – Единого Бога. “Истина едина” – говорил Платон). Потом душа теряет крылья, не может больше витать в божественном мире и должна найти себе опору в смертном теле. Как половинки “женомужей” рвутся друг к другу, так и частички Вселенской Души стремятся назад, в занебесную область, к истине и Сущности мира. Но чтобы вернуться туда, душе нужно восстановить крылья. Именно это и делает любовь.
Любовь, по Платону, дарит человеку исступление, приводит в экстаз (эйфорическое или трансовое состояние). Исступление любви – дар Богов, мостик между смертным и бессмертным миром. Таинства любви ведут человека к таинствам жизни, к Божественной Истине. Любовь, по Платону, путь к смыслу жизни, к бессмертию.
Платон делит любовь на три ступени. Первая ступень, по Платону, это неотделимый сплав эроса с духовностью. На второй ступени этот сплав распадается, дух отделяется от тела и противодействует ему. На третьей ступени дух полностью отделяется от тела и стремится к познанию Истины, к познанию красоты гармонии. Фактически этими ступенями Платон описывает путь постижения Высшей Духовности через культивирование чувства любви.
Тут необходимо отметить, что Платон жил и творил в эпоху язычества. И его произведения были написаны так, чтобы быть воспринятыми языческим мышлением. Но, тем не менее, Платон остался в истории, как один из великих Учителей Духовности.
Достаточно близких взглядов о смысле любви придерживался и Владимир Соловьев (8). Восприятие любви у Соловьева истинно христианское. “Смысл человеческой любви есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма”. Любой разумный человек всегда допускает полную равноправность других людей с собой; но в сознании жизненном, в своем внутреннем чувстве и на деле, он утверждает бесконечную разницу, совершенную неизмеримость между собой и другими: он сам по себе есть все, они сами по себе – ничто. Между тем именно при таком исключительном самоутверждении человек и не может быть в самом деле тем, чем он себя утверждает. Таким образом, эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив – самоотрицание и гибель. Есть только одна сила, которая может изнутри в корне подорвать эгоизм и действительно его подрывает, это именно любовь и, главным образом, любовь между мужчиной и женщиной – пишет Соловьев.
“Дело истинной любви, прежде всего, основывается на вере. Коренной смысл любви состоит в признании за другим существом безусловного значения”. По Соловьеву “Для Бога Его другое (то есть вселенная) имеет от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединиться”. Женский образ вселенной или природы как прародительницы, как Богини-Матери восходит к наидревнейшим временам, к каменному веку (4). И поэтому для Соловьева, в своем высшем предназначении любовь – это стремление к созданию духовной целостности. “Человек и его женское alter ego (второе Я) восполняют взаимно друг друга не только в реальном, но и в идеальном смысле, достигая совершенства только через взаимодействие”. Создание целостной души и есть путь к бессмертию. Только в духовно целостном человеке воплощается образ Божий или истина, считает Соловьев.
Образ духовной целостности имеет реальную основу. Отсутствие духовной целостности вызывает то томительное чувство одиночества у человека, которое не могут восполнить ни друзья, ни родственники, ни дети и, даже, ни человек, вызывающий страсть, но не одаривающий духовной близостью. Тут, конечно, речь не идет о крайне редко встречающихся цельных и самодостаточных личностях, которые для осуществления своего духовного или творческого подвига нуждаются в одиночестве.
Любовь является основой христианского учения. Когда у Христа спросили: какая заповедь первая из всех? – Христос ответил, что первая заповедь есть: “Господь Бог наш есть Бог единый, и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумом твоим, и всею крепостью твоею”. И вторая – “Возлюби ближнего своего как самого себя (2). В другом месте сказано: “Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, чтобы стать вам сынами Отца вашего, Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если любите любящих вас, какая вам награда?” (3).
Другим краеугольным камнем христианской идеи является творение добра. Причем христианство учит творить добро в откровенном порыве, не запоминая, не осознавая и не афишируя его. Творить добро можно из чувства жалости, сострадания или любви. Когда вы делаете добро из чувства жалости, то вы осознаете и запоминаете свои действия, так как они направлены на успокоение этих чувств в себе. Но творить добро, не осознавая, что творишь его, можно только в откровенном порыве любви. Когда ваши дети попадают в беду или у них возникают какие-то проблемы, то это и ваша беда и ваши проблемы. Когда вы спасаете детей от беды или решаете их проблемы, то вы не осознаете, что сотворили добро. Вы осознаете это, как абсолютно естественное явление. Следовательно, добро тоже есть любовь.
Христианство призывает, вот так, как детей своих, любить всех людей и, даже, врагов своих. Когда все люди будут относиться друг к другу именно так, тогда и наступит Царствие Божие. “Царствие Божие внутри нас”, – говорит Иисус. “Эту духовную реальность нельзя ставить в один ряд с каким-либо земным счастьем. Земное счастье хрупко: немного нужно, чтобы развеять его как сон”, – пишет Александр Мень (5). Действительно, земное счастье хрупко. Но изначально создание Царства Божьего в себе может осмысляться, как стремление к достижению земного счастья (к внутренней гармонии, чувству умиротворения и благодати), которое невозможно разрушить никакими внешними факторами. Именно невозможность разрушения земного счастья внешними факторами и делает его неземным – божественным. Это, конечно же, идеал, но идеал, достойный постижения.
Есть только один путь постижения этого идеала – путь любви. Хотя бы раз нужно ощутить это чувство к совершенно чужому дотоле человеку, чтобы суметь впоследствии культивировать его и довести до любви ко всему сущему, ко всему человечеству и к каждому человеку.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Геодакян В.А. Асинхронная асимметрия Ж. высш. нерв. деят., 1993, т. 43, №3
2. Евангелие от Матфея. Глава 5, 22.
3. Мень А. История религии, Т.2, “Слово”, 1991
4. Мень А. История религии, Т.7, “Слово”, 1992.
5. Платон. Диалоги, М., “Мысль”. 1986.
6. Рюриков Ю. Три влечения. “Искусство”, 1967.
7. Соловьев В. Смысл любви. В сборнике произведений. С-Петербург, “Художественная Литература”, 1994.

Hosted by uCoz