Голубая кровь  

Заповедники – излюбленное место скучающих туристов. Неисчерпаемо привлекательны старинные усадьбы, горделивые дворцы в византийских, английских и венецианских стилях. Владельцев давно нет на свете, но о них вам расскажет тетенька-экскурсовод хорошо поставленным голосом. Покорной толпой идут за ней послушные ее настойчивым рекомендациям зеваки, разглядывают портреты в старинных рамах, ветхие фотографии, глазеют на цветные витражи на окнах, на торжественную, изящную, уютную обстановку кабинетов, гостиных, спален. Если вдруг посреди этой любознательной группы вам удастся вообразить, что экскурсия происходит в каком-либо из замков на территории современной Англии – прошлое станет настоящим, а музейные залы – жилыми комнатами, из которых ненадолго отлучились хозяева и в чье отсутствие многочисленным гостям-туристам позволено полюбоваться внутренним убранством. Но наваждение проходит. Лишь в немногих из государственных музеев можно дать волю воображению и услышать за перилами балкона шум подъезжающего экипажа. Казенное молчание стен – более частый вариант.
Помимо интерьеров бывшего жилища царственной особы вас наверняка привлечет прогулка по парку. Тенистые дорожки, скамеечки, пруды с грациозными лебедями, которые не прочь поживиться чем-нибудь из рук гуляющих. А бывает, идешь по длинной березовой аллее дворянской усадьбы и чувствуешь, что сейчас, за поворотом, на пригорке откроется господский дом. Даже если ты там в первый раз, даже если совсем не знакома с планировкой парков в дворянских поместьях. И он открывается, плавно, как в замедленной съемке, среди зелени, окруженный подъездными дорожками. Он полон гостеприимства. Жаль только, что внутрь теперь пускают лишь с черного входа, как прислугу.
Тосковать по царской России не в моих привычках. Наивно думать, что во времена аристократии страна процветала, а потом завяла только лишь из-за неожиданного произвола большевиков. Но все же любой глянцевый журнал наглядно иллюстрирует, как велика по-прежнему в обществе жажда светской хроники. Только теперь это игра. Высший свет изображают актеры, поп дивы, топ модели, киношники. Полос на пять, украшая повествование огромными цветными фотографиями, журнал информирует читателя об очередной свадьбе очередной «красавицы», о платье, которое покупалось ради торжества, о путешествии, предпринятом после празднества. Они тоже строят себе дома, эти современные светские львицы, но вряд ли подобным шедеврам зодчества грозит судьба памятников архитектуры. Возможно, не хватает денег на хорошего мастера или слишком хочется проявить собственный талант проектировщика. Что касается паркового обрамления, то до него и вовсе дело не доходит. Как бы ни был велик дом новоиспеченного аристократа, на пространство вокруг него отводится удивительно мало, скорее обратно пропорционально размеру особняка. И высокий забор от посторонних. Зачем хвастаться богатством, если строишь вокруг него забор? Вероятно, не хватает уверенности, что имеешь право на подобную роскошь. Те, чьи дворцы и поместья оглядывает сегодня разинув рот любопытный турист, были другими. Их воспитывали в строгости несоразмерной достатку, прививали чувство ответственности за то, чем владеешь… Ну вот, я снова рисую пасторальную картинку дореволюционного общества. Как будто не было пьяниц и помещиков-садистов, травивших собаками крепостных детей. И тем не менее. Что-то утрачено с тех времен. Можно нарядиться в длинное белоснежное платье, сделать изящную прическу, даже попросить фотографа поставить черно-белый режим в цифровом фотоаппарате, и все равно… Со старинных фотографий смотрят на нас другие лица, прекрасные лица, каких уже давно нет на свете.


Лилит Базян
О литературе
На самую главную

Hosted by uCoz