Проблемы пола в фильме “Основной инстинкт”

Сексуальная проблематика, ее научное и художественное разрешение заняли центральное место в культуре современного общества. Не так давно на экраны Америки (статья написана в 1992 г., прим. ред.) вышел фильм “Основной инстинкт”, сделанный в жанре крутого детектива. Крепкие, благородные герои-полицейские, роковые красавицы-героини, жесткий, не изобилующий разнообразием сленг и бешеный ритм, неожиданные повороты сюжета и постоянный страх у зрителей за жизнь главного героя.
Мастерская работа режиссера Пола Верховена по сценарию Джо Эстерхауза, превосходное исполнение главных ролей Майклом Дугласом и Шэрон Стоун. Сказать это о фильме – это только вздуть пену на поверхности, не коснувшись глубинной сути.
“Основной инстинкт” очень современен, весь как бы пропитан страхами и ужасами. В суперстремительном развитии сюжетной линии он поднимает извечные проблемы любви и смерти: любви-эротики, доходящей в своем предельном выражении до смерти. Ненависть, выросшая на субстрате этой любви, закономерно превращается в наваждение, рождая комплекс вины за содеянное преступление с уже надвигающимся возмездием.
Как тонкая паутина сплетено все это в искусно построенной интриге. Обнаружен труп рок-звезды, то есть мы видим сначала любовный акт (коитус), а потом убийство: белокурая бестия отточенными ударами ножа для колки льда перерезает горло любовнику. От шока оправляешься только к середине фильма.
Так что же такое основной инстинкт: воспроизведение рода, или убийство себе подобных. Или ничего уже не существует в отдельности?
Начинается расследование. Выясняется, что подруга убитого рок-мэна, бывшая с ним в тот вечер в клубе, – великолепная женщина с наследством в 110 миллионов, окончившая психологический факультет колледжа в Беркли. Она пишет детективные романы. И ее последний роман повествует как раз о рок-звезде, убитой в постели ножом для колки льда.
Она богата, образованна, прекрасна внешне, талантлива и плодовита: на ее счету пять-шесть изданных романов. Она дружит с убийцами, вступает в любовную связь с будущим героем своего романа, коего и убивает в конце книги, ей все дозволено. Романистку интересуют люди: и мужчины, и женщины, не христиане воли, испытывающие благоговение перед жизнью, а те, кто способен “преступить”. Каким-то образом это связывается с лесбийским началом.
В фильме половой инстинкт преподносится в интерьере человеческих страстей, истолкованных в традиции культурологического, литературного и психологического анализа.
В этой связи уместно вспомнить знаменитую книгу “Пол и характер” австрийского ученого и писателя Отто Вейнингера (1880-1905) и его теорию бисексуальности каждого человека. “Надо помнить, что в каждом индивидууме имеются колебания между мужчиной и женщиной…Такого рода колебания, мерцания мужских и женских элементов, бывают правильными в большей или меньшей степени и напоминают явления земного магнетизма… Бисексуальность проявляется психологически не в один момент, а в целом ряде моментов, последовательно сменяющих друг друга… Достаточно замечания, что склонность к лесбийской любви в женщине является следствием ее мужественности, а последняя обуславливает и более возвышенную и даровитую структуру ее собственной психики”. (“Пол и характер”, Москва, 1991-ый год). Отто Вейнингер приблизился к тайнам человеческой природы, хотя его теория до сих пор вызывает споры.
По этой схеме Кэтрин Тремелл – бисексуальна. Она вытесняет импульс убийцы творческим импульсом, удовлетворяя его умозрительно. Зато другая, ее подруга Рокси, лесбианка, в 16 лет убивает своих братьев, а теневая героиня Бэт, тоже премилое существо, психоаналитик, прошедшая курс обучения в колледже в Беркли, та виртуозно исполняет задуманные Кэтрин убийства.
Голос судящего разума принадлежит здесь психоаналитикам. Профессор на обсуждении выдвигает два предположения: или убивает сама романистка, считая, что никто на нее не подумает, что роман - ее алиби: “Не такая она дура, чтобы описать убийство, а потом совершить его”, - или второй вариант: кто-то ее так сильно ненавидит, что хочет ее подставить. “И тогда”, - говорит профессор, - “перед нами очень страшный человек, для которого человеческая жизнь не имеет никакой ценности, очень хитрый и очень больной”.
Общество слишком отяготилось осознанием своих грехов и наделило их научными терминами. Научно обозначило то, что препятствует целям всеобщей христианской любви, любви, поддерживающей покой в обществе и множащей род человеческий.
Люди живут в мире, где нет Бога, нет покаяния, а есть психопатическая обусловленность греха, предопределяющего преступление. Отсюда мозаичность композиции: с вхождением в действие каждого персонажа не только обогащается сюжетная линия, но и добавляется новый психопатологический комплекс.
Вот оно – болезнь как наказание за грех, за преступление, которое должно свершиться, так как без греха нет жизни на этой земле.
Очень своеобразна концепция фильма, с ней можно соглашаться, можно не соглашаться, как не согласилось общество сексуальных меньшинств, подавших в суд на авторов фильма.
В 70-ые годы двадцатого столетия австрийский психиатр, профессор О. Шмальцбах на основании исследования ста пятидесяти случаев преступлений, связанных с убийством, установил, что в каждом из них определенную зловещую роль играли женщины. Он открыл “комплекс Далилы”, обозначающий зло, коренящееся в подсознании у женщины. Миф о роковой женщине, по мнению ученого, отражает подсознательное отношение женщин к мужчинам, которых следует игнорировать, использовать и наказывать.
Мужчины относятся к мифу достаточно противоречиво. С одной стороны - желание встретить такую женщину, красивую, завлекающую, которая была бы активной “поставщицей” эротических наслаждений. С другой – чувство боязни и беспокойства. Все это способствует возникновению иррациональной ориентации у мужчин относительно женщин (и наоборот), что, в свою очередь, и провоцирует возникновение мифов.
В фильме “Основной инстинкт” у этих “новых амазонок” с комплексом Далилы” есть свой идеолог, свой Раскольников, свой Иван Карамазов.
Так кто же это? Очевидно – белокурая бестия Кэтрин, с вызывающим взглядом и эпатажным поведением. Она уже выбрала и очередную жертву – главного героя Ника. Он – полицейский, невольный убийца туристов. Трагически окончила жизнь его жена, ему тяжело об этом вспоминать, а Кэтрин играет, манипулирует им, используя сводки из старых газет, выкупает его досье из отдела внутреннего расследования. Ей кажется, что ей знаком тот импульс преступления и покорного влечения к нему, что подспудно горит в душе ее преступных подруг. Она, психоаналитик и писатель, накладывает сетку психоанализа на его живую душу. А как детектив предрекает ему скорую развязку: гибель от руки женщины. Человек так устроен, что даже если ему в шутку скажут: ты будешь убит – и то станет не по себе. А тут пророчица, сивилла, книги которой сбываются. И нас, и Ника охватывает и не отпускает до конца фильма обыкновенное чувство страха. Это единственное, пожалуй, непосредственное чувство, возникающее как адекватная реакция на протекающие в видимой реальности события. И еще то чувство, тот “основной инстинкт”, на пьедестале которого строится роман Ника с Кэтрин.
Экран желтым отблеском каминного огня высвечивает прекрасные лица и тела героев, доводя их облик до пергаментных контуров старинных миниатюр. Эти кадры, как и композиционные вставки с видами вечного синего моря, потрескивающего костра на берегу, заставляют забыть обо всем и о психоанализе тоже. Без таких передышек мы бы не выдержали ни фильма, ни жизни до конца.
Но у Ника и с Бэт роман. Она так внимательна, так хочет ему помочь, ни на минуту не заподозришь ее ни в чем. Не ясно только, насколько правомочен такой образ психоаналитика, использующего всю свою методику во зло, все осознающей, а, стало быть, понимающей свою безнадежную болезнь.
Но это интересный эксперимент. Мы бы сказали, что в ее образе как бы сконцентрировался весь отрицательный заряд мужского мифа о женском начале и, наверняка, не только лесбийском: лживость и тайная жестокость, основанная на раздвоенном сознании, истерическая любовь, переходящая в ненависть, в наваждение.
Она, Бэт Гарднер, влюбляется в годы учебы в Кэтрин, и после близости начинает преследовать ее, не прощает ей измены. Бэт сметает все преграды на пути: убивает своего мужа, который мешает ее отношениям, “натурализует” роман, чтобы “подставить” Кэтрин под наказание. Она же убивает друга Ника, полицейского Газа, напавшего на верный след. Когда Ник начинает кое о чем догадываться, Бэт отчаянно кричит: “Разве я могу убить?”
Нет, это не она, это мужской миф о женщине-лесбиянке, потерявшей ориентир в природном начале, совершает все преступления. И поэтому, когда Ник, убедившись в ее вине, увидев умирающего, заколотого в лифте друга, выхватывает пистолет и убивает Бэт, направляющуюся ему навстречу, он находит в ее руке, засунутой в карман, не пистолет, а ключ от своей квартиры. И слышит слова, ее последние слова: “Я тебя любила”.
Найден белокурый парик Бэт, черный плащ полицейского, использованный Бэт во время убийства Газа для маскировки, полное собрание детективов Кэтрин в ее письменном столе, все как будто убеждает, что она - фанатичная убийца, и все правильно. И Ник убил правильно и теперь сидит и машинально трет пальцы, вспоминая о своем ключе в кармане Бэт. Тяжело, но мы, наконец, перестаем бояться за Ника. Все вернулось на пути свои. Он снова встречается с Кэтрин. Happy end?!
А что же наш герой? “Но что будет с нами дальше?” – спрашивает Кэтрин в момент близости. “Будем трахаться, как кролики, как речные крысы и жить счастливо”, - повторяет Ник слова убитого друга.
И тут происходит нечто странное: Кэтрин делает движение, как будто хочет ударить, потом обнимает Ника, кадр удаляется. Ниже, ниже, и на коврике под кроватью лежит нож для колки льда. Может, создательница детективов сама ощутила в себе импульс, не желая жить жизнью речных крыс, ее лесбийское начало взбунтовалось. А может, как в произведениях Кафки, все зыбко и надо опять и опять все выяснять с самого начала. Ясно одно – Кэтрин Тремелл, поддавшись несомненному обаянию Никки – Майкла Дугласа, предпочла этому убийственному острию древний фаллический образ, и добрые силы природы, Великий инстинкт, сделали свое дело.

1992г.



Мария Челахова
Об эстетике
О литературе
На самую главную
Hosted by uCoz